|
Чертим эскизный план
Функциональность сада
Принципы дизайна. Теория и
практика Геоподоснова
Анализ
ландшафта
Стиль сада
Для превращения функционального плана после
анализа ландшафта в профессиональный проект нужно познакомиться с
основными принципами ландшафтного дизайна.
Целостность
Отдельные зоны и участки сада не должны существовать сами по себе. В
саду, воспринимаемом как единое целое, совокупность элементов
помогает создать приятную атмосферу. Поэтому чем неформальнее стиль
сада, тем прочнее должна быть взаимосвязь его элементов, чтобы
сохранить в нем гармонию.
Гармония
Пожалуй, одним из самых главных и неосязаемых принципов садового
дизайна является гармония - сбалансированность отдельных частей.
Создать гармоничный сад, особенно новый, удается не сразу.
Замощенные участки и возведение вертикальных элементов обеспечат
моментальный эффект, но деревьям и другим растениям потребуются
годы, чтобы показать себя во всей красе. Таким образом, гармония
достигается постепенно, но стремиться к ней следует с самого начала.
Создание гармонии
при планировке сада с помощью различных форм
В большом саду гармонию создают изогнутые линии...
...а в маленьком - прямоугольные и многоугольные формы
Гармония различных
типов
Цвет и текстура. Для многих садов гармония цвета является
первостепенной. Однако не только растения должны гармонировать друг
с другом. Необходимо, чтобы все посадки сочетались с элементами
строений, а сами конструкции - гармонировали друг с другом.
Концепция гармоничного сада предусматривает также текстуру и форму.
Однако они не должны быть простыми и скучными, поскольку яркие
цвета, необычная текстура и неординарная форма могут создать
гармонию. Помните, гармония - это не синоним традиционности.
Единство. Единство - это главная соединительная нить в саду,
связующая в единое целое и архитектуру строений, и живые и неживые
объекты садового дизайна, и растения, и декоративные детали,
создавая гармоничную сущность.
Равновесие
Равновесие, если оно есть, не всегда заметно, но если оно
отсутствует, это сразу бросается в глаза. Простой пример равновесия
- два хвойных дерева перед дорожкой или два одинаковых лестничных
пролета с обеих сторон от подпорной стенки.
Равновесие присуще любому симметричному проекту, но труднее отыскать
его в саду асимметричного или естественного стиля. Здесь вступают в
игру негласные законы равновесия. Крупные объекты, «массы»,
например, могут уравновешиваться менее значительными, но более
«весомыми»: высаженные с одной стороны деревья с ажурной кроной
сбалансируют «тяжелое» здание напротив, деревья в этом случае будут
«массой», а здание - «весом».
Сад на склоне может казаться «сползающим» на
соседний участок, поэтому большую часть «массы» лучше разместить
внизу, а не на вершине склона.
Планирование равновесия
Там, где сгруппированы деревья и другие растения, простой эскиз
предполагаемых вертикальных элементов, показывающих максимальную
высоту и, по возможности, текстуру, подскажет, как со временем можно
достичь равновесия. Как и гармония, равновесие в саду появляется не
сразу, но планировать его нужно заранее.
Считается, что группа деревьев в нечетном количестве уже сама по
себе уравновешена, однако не стоит безоговорочно следовать этому
положению, а лучше прислушаться к собственному чутью.
Равновесие в посадке растений
Прежде чем приниматься за собственный сад, изучите как можно больше
других с точки зрения равновесия: попытайтесь определить, что в них
удачно, какие идеи можно позаимствовать для собственного сада, а
какими не стоит увлекаться.
Цветового равновесия сада не так просто добиться, и тем более
поддерживать его, без предварительно разработанного плана посадки
растений. Детальный план посадки позволит вам взвесить каждый объект
индивидуально и представить его в общем контексте. Укажите на плане
цвет листвы и цветков, тона и оттенки, а также высоту, форму,
габитус, необходимые условия и время цветения растений. Последнее
особенно важно предусматривать, поскольку дополняющие друг друга
растения должны цвести одновременно, чтобы создать гармонию в саду.
Некоторые детали портят сад, а в целом удачное
местоположение совсем не используется. Плохо выложенная терраса (4),
замощенная разнокалиберными плитами, не соответствует форме дома.
Подпорные стенки из бетонных блоков (3) ненадежны, как и ступени
(9). Центральная дорожка (6) разделяет прямоугольный сад на секции,
не связанные друг с другом, как и клумбы с кустарниками (1, 2)
вокруг газона, а также поливочный шланг (8). В саду растет сумаховое
дерево (7) и есть открытый угол для мусорных баков (5). Дизайнеру
предстояло спланировать семейный сад с безопасными симпатичными
ступеньками и мощением, в котором бы не бросались в глаза четкие
прямые границы.
Форма террасы была изменена: появились место для
отдыха и обеденная зона. Мощение стандартными плитами дополняют
вкрапления контрастирующего с ними кирпича. Дорожки (9, 11) теперь
огибают сад и заканчиваются у скамейки (4), расположенной под
деревом акации белой (3). Газон и бордюры обрели округлые формы
вместо прямоугольных. Разбиты клумбы для однолетников (7),
кустарников и почвопокровных растений (10). Спланированы грядка для
зелени и пряно-вкусовых трав (5), клумба для роз (6) и бордюры с
кустарниками и травянистыми (1, 2). Для детей предусмотрена игровая
площадка с песочницей (8).
вверх |
|